alexkartsev

Categories:

Что мы знаем о детях?

Фото мальчика и воздушного змея взято из интернета.
Фото мальчика и воздушного змея взято из интернета.

Однажды мне позвонили мои друзья. Поделились своими проблемами. Оказалось, что их одиннадцатилетний сын за последние три года не прибавил в росте ни одного сантиметра. И попросили меня помочь. Если это возможно.

Чем им помочь, я не знал. Сами мои друзья были невысокого роста. В плане генетики у их сына не было предпосылок чтобы стать гигантом. Но они были моими друзьями, и я не мог им отказать. Поэтому я приехал к ним в гости. 

Первые мои наблюдения были более, чем неутешительными. Да, мой двоюродный брат в детстве тоже не отличался высоким ростом и очень мечтал подрасти. Кто-то посоветовал ему записаться в секцию конькобежного спорта. Много лет тяжелого труда и тренировок долго не давали заметных результатов в росте. И очень долго он не мог выполнить норматив Мастера спорта СССР. Но все-таки смог его выполнить. А потом вдруг начал расти. И даже чуточку подрос - до 201 сантиметра. Но сын моих друзей, Никита, ни в какую секцию не ходил. Спортом не занимался, а целыми днями сидел дома за компьютером. 

Есть такой старый анекдот о человеке, который попросил бога подарить ему миллион. Ссылаясь на то, что он целыми днями ему молится и исполняет все его заветы. На что бог ему ответил: «Купи хотя бы один лотерейный билет. Дай мне хотя бы один шанс исполнить твою молитву».

Если честно, я не знал, как помочь ребенку, который хочет вырасти. Но при этом не делает абсолютно ничего, чтобы исполнить свою мечту. Мне нужен был хотя бы малейший шанс, чтобы исполнить его мечту. А потому я пытался разговорить Никиту, узнать о нем побольше. Чтобы мне было за что зацепиться.

В разговоре я обратил внимание на то, что у Никиты есть заметные проблемы с речью. Когда я спросил его, с кем он дружит, Никита назвал имя одного мальчика. Потом задумался и сказал, что нет, с ним он не дружит. А дружит с дядей Володей. 

Дядя Володя был водителем и телохранителем Никиты, отвозил его в школу и привозил домой. Хороший, добродушный силач. Но по возрасту на роль друга он явно не годился. 

Я поинтересовался, с кем Никита еще дружит в школе? На что он ответил, что в его классе всего два ученика. Он и тот мальчик, которого он назвал сначала другом. С другими классами они не пересекаются. Поэтому больше никого в школе он не знает. 

Да, забавные нынче появились школы, подумал я. С классами на двух учеников и невозможность пообщаться с кем-то еще. Элитные школы. В которых даже подраться не с кем!

- Никит, а во дворе ты с кем дружишь?

- Меня гулять не пускают, - с грустью в голосе ответил Никита.

Все стало постепенно проясняться. Родители Никиты - серьезные бизнесмены, всегда боялись, что с их ребенком может что-то произойти. Что его могут похитить. А потому всеми способами оберегали свое чадо от любых бед и любых опасностей. Учится Никита в элитной школе, где общается только с учителями и персональными тренерами. На улице не гуляет, друзей у него нет. 

Такое детство мало чем отличается от тюремного заключения. И хотя клетка у него была золотая, от этого она не переставала оставаться клеткой. 

Помню, однажды в детстве я обратил внимание на то, что в одном пруду водится много карасей, но все они очень маленькие. Я спросил тогда своего старшего брата Володю, почему они не растут? Его ответ меня здорово удивил. Оказывается, каждой рыбке для нормального развития и роста необходим определенный объем воды и корма. Если эти условия не соблюдаются, рыбка начинает болеть. А если объем воды маленький, но корма много (допустим, искусственного) - это будет совсем не та рыбка, как прежде. И болеть уже будет не только она, но и тот, кто ее съест.

Возможно, это относится и к людям, которые живут в маленьких, тесных квартирах. И едят искусственную пищу?

Понятно, с питанием у Никиты проблем не было. В прямом смысле Никита не был ограничен и в жизненном пространстве. Жил он в шикарной пятикомнатной квартире. Но реальный мир вокруг него был катастрофически мал. Ему не хватало подвижных детских игр на свежем воздухе. Приключений, событий, драк, царапин, ссадин, простого человеческого общения с друзьями и сверстниками. Ему было не интересно жить. И не ради чего расти.

Со временем я заметил еще одну проблему. Родители Никиты почему-то всегда настолько его оберегали, что у них даже в мыслях не было, что дети приходят в этот мир не для того, чтобы все вокруг них крутились и исполняли их малейшие капризы. А для того, чтобы стать помощниками своим родителям. А в будущем их опорой и продолжением. Никите было комфортно в этом искусственном детском мирке. Ему просто не хотелось взрослеть.

- Никит, давай договоримся с тобой об одной вещи. - Я уже догадывался, как буду вытягивать в длину своего нового пациента. - Каждый вечер ты будешь читать одну новую русскую народную сказку. На следующее утро, когда я буду приходить, будешь мне ее пересказывать. И из каждой сказки будешь делать по три вывода. Ты же понимаешь, что каждая сказка - это зашифрованное послание. Ты должен будешь найти те секреты, которые спрятал в своей сказке автор. Договорились?

Как ни странно, но мое предложение не встретило никакого противодействия с его стороны. И идея искать скрытые от всех секреты в сказках показалась Никите довольно интересной.

Я привел ему в пример первую, пришедшую мне на ум, сказку. И постарался найти в ней три самых главных идеи. Когда я увидел, огонек интереса, загоревшийся в глазах Никиты, я почему-то вдруг поверил, что у нас с ним все получится.

Мы договорились встретиться завтра. На прощание Никита задал мне парочку вопросов. 

- Дядя Саша, а можно я сегодня прочитаю не сказку, а рассказ, который нам задали в школе? И сделаю из нее три вывода?

Я пожал плечами в ответ.

- Можно. А о чем рассказ?

- О мальчике и воздушном змее…

На следующее утро Никита пересказал мне историю о мальчике, который запускал воздушного змея. Неожиданно налетел порыв ветра. Веревка, которой был привязан воздушный змей, порвалась. Мальчик прыгал, пытаясь поймать улетающего воздушного змея, но у него ничего не получилось. Потом он сидел и долго плакал. Но змей не вернулся.

Три вывода, которые сделал одиннадцатилетний мальчик.

Первый. Все мы связаны друг с другом нитями. Нити, которыми мы привязываем к себе своих родных и близких, должны быть крепкими и не рваться. 

Второй. Прыгать нужно было быстрее и выше. Нужно делать очень много хорошего для своих близких. И говорить им самые важные слова, пока они находятся рядом. А не когда они улетят (уедут, умрут).

Третий. Если решил отпустить воздушного змея, отпусти. Если решил найти, пойди и найди. И нечего сидеть, и плакать.

Вот такие три «простеньких» вывода сделал из рассказа о воздушном змее маленький мальчик. Вам тоже показалось, что он уже был не таким маленьким, как вчера? Я это тоже заметил. 

Два месяца я ходил в гости к друзьям, как на работу. Каждое утро, после того, как Никита пересказывал мне очередную сказку и делился своими выводами, я делал ему массаж. Потом пару минут Никита висел на перекладине (и, просыпаясь утром, по моей рекомендации, он обязательно улыбался и тянулся ногами к одной спинке кровати, головой - к другой). А потом мы ходили с ним гулять. Подолгу беседовали и мечтали вслух каждый о своем. 

За это время Никита начал писать детективный роман. Понятно, что в одиннадцать лет дети пишут немного иные романы, чем взрослые. Но за короткое время он написал почти что двести страниц. Это было слишком много даже для меня. Но самым большим моим потрясением стало чтение этого романа. Никита попросил меня дать оценку его первым литературным пробам. И я был потрясен. Нет не стилем и талантом Никиты, а тем как много на каждой странице его книги убийств, терактов, крови, смерти, насилия. И, окружающий главного героя, мир был невыносимо жесток и агрессивен. В нем не осталось места для верной дружбы и доброты. И выжить в нем могли только волки-одиночки, которым не на кого рассчитывать, кроме, как на самих себя. 

Это стало для меня большим открытием. Оказывается, дети видят окружающий их мир не таким, как думаем мы! Помнится, однажды, я разговаривал со своим племянником. Я попросил его что-то взять со стола и принести мне (уже не помню, что), а он сказал, что на столе ничего нет. Я тогда сильно удивился, ведь этот предмет лежал на столе. Пока не сообразил опуститься на уровень глаз своего племянника. Оттуда, действительно, не было видно того, что видел я с высоты своего роста.

Позднее Никита уничтожил свою рукопись. Она так и не превратилась в книгу. Но свою роль все же сыграла. Вместе с каждой новой страницей начал расти и Никита. За последующие три года он прибавил в росте почти пятнадцать сантиметров. А потом еще двенадцать. И еще. И вырос в высокого, стройного парня. Умного и интересного.

Александр Карцев, http://kartsev.eu

P.S. Отрывок из моего романа «Живи», рассказывающего о самых интересных случаях в моей лекарской практике - полную версию романа можно заказать на kartsevbooks@bk.ru

P.P.S. Как всегда буду искренне благодарен моим Друзьям и Читателям за репост этого рассказа.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.